каждый посеял то что пожнет
Древние мексиканцы прекрасно осознавали опасность для самих себя и для своей цивилизации, которая заключается в алкогольном опьянении. Возможно, никогда в истории ни одной культуры перед этой опасностью не воздвигали более суровых барьеров. «Напиток именуемый октли (готовился из перебродившего сока агавы), - заявил император, обращаясь к народу после своего избрания, - есть корень и первопричина всякого зла и всякой погибели, ибо октли и пьянство суть причина всех раздоров и всех разногласий, бунтов и мятежей в городах и царствах. Именно от пьянства начинаются прелюбодеяния, изнасилования, совращение юных девушек и кровосмешение, кражи, преступления, заклятия и ложные свидетельства, слухи, клевета, смута и драки».
По мере изучения письменных источников возникает такое чувство, что индейцы, ясно сознавая собственную склонность к алкоголизму, совершенно сознательно решили бороться с этой напастью, с самими собой, проводя невероятно суровую репрессивную политику. «Никто не пил вина (октли), только те, кто были уже стары, попивали втайне, немного, не доходя до опьянения. Если человек показывался пьяным на людях, или если его застигали за выпивкой, или если он валялся на улице мертвецки пьян, или если ходил, распевая песни или в сопровождении других пьяниц, то если он был простолюдином, его наказывали, забивая палками до смерти, или душили на глазах у всех молодых людей квартала в назидание им и что бы заставить их остерегаться пьянства. Если пьяница был знатным, его душили тайно».
В данном случае мы видим крайне жестокую защитную реакцию общества на не преодолимую тенденцию: время показало, что как только завоевание обрушило моральные и юридические устои мексиканской цивилизации, алкоголизм принял среди индейцев чудовищный размах.
Жак Сустель
Повседневная жизнь ацтеков накануне испанского завоевания.
d-konstantinov.livejournal.com/401893.html
По мере изучения письменных источников возникает такое чувство, что индейцы, ясно сознавая собственную склонность к алкоголизму, совершенно сознательно решили бороться с этой напастью, с самими собой, проводя невероятно суровую репрессивную политику. «Никто не пил вина (октли), только те, кто были уже стары, попивали втайне, немного, не доходя до опьянения. Если человек показывался пьяным на людях, или если его застигали за выпивкой, или если он валялся на улице мертвецки пьян, или если ходил, распевая песни или в сопровождении других пьяниц, то если он был простолюдином, его наказывали, забивая палками до смерти, или душили на глазах у всех молодых людей квартала в назидание им и что бы заставить их остерегаться пьянства. Если пьяница был знатным, его душили тайно».
В данном случае мы видим крайне жестокую защитную реакцию общества на не преодолимую тенденцию: время показало, что как только завоевание обрушило моральные и юридические устои мексиканской цивилизации, алкоголизм принял среди индейцев чудовищный размах.
Жак Сустель
Повседневная жизнь ацтеков накануне испанского завоевания.
d-konstantinov.livejournal.com/401893.html